Журнал "КиЯ", №120.
Однажды нам повстречался двухкаютный быстроходный катер. Шел дождь, дул пронизывающий осенний ветер, но весь экипаж катера живописно расположился на крыше каюты. Отнюдь не желание полюбоваться красивыми берегами обусловило такой странный выбор места расположения пассажиров — каждый, кто плавал этим каналом, запомнил на редкость унылые и однообразные берега. Пассажиров выгнали на улицу сильная вибрация и «грохот» в помещениях катера.
Главная причина вибрации двигателя — неуравновешенность движущихся возвратно-поступательно масс двигателя — поршней, поршневых пальцев и отчасти шатуна, а также непостоянство крутящего момента за счет изменения сил давления газов на поршень.
Так как в четырехтактных двигателях рабочий ход происходит один раз в два оборота, то за счет неравномерности крутящего момента колебания одноцилиндрового четырехтактного двигателя будут в 2 раза реже, чем его частота вращения. За счет неуравновешенности отдельных деталей на двигатель будут действовать силы инерции, которые принято представлять в виде тригонометрической суммы периодических функций — гармоник.
Частота сил инерции первого порядка равна частоте вращения и в 2 раза ниже, чем частота сил второго порядка. Силы инерции второго порядка возникают из-за наличия шатуна, в результате чего поршень движется не строго по синусоидальному закону. Эти силы составляют около 25% от сил первого порядка.
Для многоцилиндровых двигателей силы инерции могут частично уравновешиваться. Например, на четырехцилиндровом двигателе за счет неравномерности крутящего момента и сил инерции частота колебаний оказывается уже в 2 раза больше, чем частота вращения. Для шестицилиндровых двигателей учитывается только неравномерность крутящего момента, частота колебаний оказывается в 3 раза выше частоты вращения. Таким образом, если четырехцилиндровый четырехтактный двигатель работает с частотой оборотов 3000 об/мин (50 об/с), то основная вибрация от него будет проявляться на частоте 100 колебаний в секунду, т. е. 100 Гц.
Эффективным средством для уменьшения амплитуды вибрации служат амортизаторы, которые, как правило, изготовляются из резины1.
Принцип работы амортизатора можно пояснить на следующем эксперименте. Если двигатель поставить на пружину, то она сожмется. Если при этом приложить к двигателю дополнительную силу, направленную вверх или вниз, а затем ее резко убрать, то двигатель начнет колебаться вверх-вниз. Частота этих колебаний называется частотой собственных колебаний и играет очень важную роль при расчете системы амортизации.
Если увеличить длину пружины — сделать ее более мягкой, то частота уменьшится; если увеличить толщину — повысить жесткость пружины, частота увеличится. Жесткость пружины характеризуется статическим прогибом, т. е. изменением длины пружины под весом двигателя.
Теория колебаний дает простую связь частоты собственных колебаний со статическим прогибом. Если прогиб ? выразить в сантиметрах, то частоту в герцах можно определить по формуле
Таким образом, если наш двигатель весом 250 кг сжал пружину на 25 см, то частота его колебаний составит 1 Гц.