КиЯ № 176.
Приступая к проектированию моторной яхты, конструктор оказывается в некоторой растерянности из-за многообразия возможных вариантов технических решений. Это состояние еще более усугубляется желанием сделать что-нибудь выдающееся, значительно превосходящее по своим качествам существующие образцы. Рассматривая и сопоставляя различные варианты общей концепции судна, приходится маневрировать и искать компромиссы между противоречивыми требованиями заказчика. возможностями производства и собственными идеями. Но первые шаги здесь могут быть существенно облегчены, если удается подобрать хороший прототип и статистические данные но уже построенным катерам. Конечно, полагаясь только на статистику, нельзя создать новое судно, которое по своим характеристикам превосходило бы уже построенные суда или в полной мере удовлетворяло заказчиков, но это позволяет найти опору для начала работы.
В качестве примера использования статистики при проектировании можно привести рекомендации по выбору типа обводов быстроходных катеров. Такая задача возникает на самых ранних стадиях проектирования, когда еще не сформирован общий облик катера.
Критерием для выбора типа обводов — круглоскулых или остроскулых — может служить пропульсивное качество Кn. которое является произведением гидродинамического качества К = G/R на КПД движителей n:
где: G — водоизмещение судна, т; R — сопротивление, кгс; N — мощность двигателей, кВт; v — скорость, м/с; g = 9.81 м/с2 — ускорение свободного падения (включено в формулу, чтобы обеспечить ее безразмерность).
Пропульсивное качество является обобщенным показателем гидродинамического совершенства судна, а формула удивительно просто связывает его с основными характеристиками — водоизмещением, скоростью и мощностью.