В последние годы яхтсмены стали плавать вокруг света на маленьких яхтах с вполне доступными мачтой,
рангоутом и парусами. В мире много поклонников шлюпов, тендеров, кечев, йолов и шхун; каждый из них найдет
массу причин, по которым их парусное вооружение лучше, чем другие.
Большинство яхт имеют высокие мачты и узкие треугольные паруса, которые произошли от гоночных
вариантов. Конструкция такелажа резонна и понятна: вы поставили шест, укрепили его с помощью тросов и повесили
на него паруса. Что можно придумать проще? Для производства всего этого оборудования существует масса полезных
инструментов; в изготовлении и использовании его накоплена большая практика.
Попросите ребенка нарисовать яхту, и он непременно сделает это в виде закругленного корпуса и двух
треугольных парусов по обеим сторонам мачты. Такие паруса называются бермудскими или вооружением Маркони
(Маркони, потому что мачты его высокие, а такелаж напоминает антенны, которые пионер радио использовал для
беспроводной телеграфии).
Существует также и гафельное вооружение, традиционный вариант, в котором грот имеет четыре стороны в
форме трапеции, и расположен сзади мачты. Его верхняя шкаторина пришнурована к гафельному гику, который
наклонен 30-50 градусов к горизонту. Треугольный стаксель стоит, как обычно, впереди мачты. Это вооружение
позволяет при той же площади паруса иметь более низкую мачту. Преимущества гафельного вооружения в том, что
мачта приземиста, прочна и устойчива, она будет стоят даже тогда, когда все бермудские мачты уже давно будут
лежать на воде. Кроме того, гафельное вооружение имеет низко расположенный центр сил, приложенных к парусу;
это означает, что яхту будет меньше кренить. Гафельное вооружение хорошо работает по ветру.
Новые яхты приходят и уходят, но Таити кечи Джона Ханна и хорошо известные тендеры Колина Арчера с
гафельным вооружением будут продолжать пересекать океаны, развивая хорошую скорость, когда ветер с боку или
немного сзади. Поскольку большая часть всех маршрутов лежит в основном по ветру, и яхтсмены проходят просто
фантастические расстояния в поисках попутного ветра, то аргумент в пользу гафельного вооружения вполне
оправдан, особенно, если у вас будет короткий гафельный гик, возможно даже сделанный из алюминия, хотя в этом
случае вам не избежать насмешек традиционалистов.
Единственная проблема гафельного вооружения – это его плохое поведение при встречном ветре, потому что
верхняя часть грота сильно провисает в подветренную сторону. К тому же, передняя шкаторина стакселя слишком
короткая, а мачта и гики слишком тяжелые. Несмотря на то, что мы все уважаем традиции, в 21 веке гафельное
вооружение немного отстает от времени.
Давайте же вернемся с нашему бермудскому вооружению, оплоту современного хождения под парусом. Шлюп
– представляет собой простую и эффективную схему из двух треугольных парусов. Если размер парусов
соответствует силе ветра, а ветер или встречный, или боковой, то скорость яхты будет просто превосходна. Когда
ветер усилится, вам нужно будет взять рифы на гроте и поставить стаксель меньшего размера.
Если ветер попутный, то вы потравите гротошкоты и грот займет свое положение либо на одном борту, либо
на другом. Стаксель теперь бесполезен, потому что оказывается в тени грота. Эффективная площадь парусов
уменьшилась примерно вдвое и скорость яхты уменьшилась. Чтобы сохранить скорость у вас теперь есть три
варианта.
• Свернуть стаксель на закрутку (или убрать его совсем) и поставить спиннакер.
• Поставить паруса «бабочкой», т.е. вынести шкотовый угол стакселя на оттяжку из спиннакер-гика или
мартин-гика с противоположной от грота стороны. При этом грот больше не будет закрывать стаксель
и вся площадь стакселя теперь будет открыта ветру.
• Если ветер сильный, то можно плыть под одним гротом или зарифленным гротом. Мы с Маргарет этим
часто пользовались - легко и удобно, никому не надо идти на бак. В сильный попутный ветер мы плыли
с максимальной расчетной скоростью в течение многих дней.
Чтобы получить какую бы то ни было существенную отдачу от стакселя в попутный ветер, вам потребуется
оттяжка, особенно если на море зыбь или большие волны. С оттяжкой стаксель можно регулировать наветренным
шкотом. Без оттяжки стаксель будет работать в течение нескольких минут, но потом волной ветер выбъет из паруса
и он будет бесполезно хлопать и тереться обо все подряд.
Итак, при попутном ветре вам нужна жесткая оттяжка, пусть даже это будет бамбуковая палка или
алюминиевый телескопический шест. Оттяжка идет горизонтально от шкотового угла стакселя к мачте и должна
быть параллельна гику. Если ветер изменится или вы поменяете курс и потравите или выберете грото-шкоты, то вам
также потребуется отрегулировать и стаксель-шкоты, чтобы оттяжка осталась параллельной гику и
перпендикулярна вымпельному ветру (см. подробности в главе 9).
Если у вас шлюп и вы решили пересечь океан в высоких широтах, то приготовтесь поразмять мышцы рук. Так,
например, во время нашего продвижения на восток от Атки на Алеутских островах до юго-восточной Аляски, мы
брали и убирали рифы и меняли стаксель 61 раз на протяжении 19 дней или, примерно, 3 раза в день.
Во время того перехода я как раз и решил разделить один большой стаксель на «Шепотке» на два (стаксель и
кливер), чтобы ими было легче управлять. Я хотел изменять парусность и при этом не таскать парус с бака в каюту и
обратно. Передние паруса на карабинах позволяют иметь 3 возможных конфигурации, на закрутке – четыре.
• В легкий ветер мы ставили кливер на топ-штаге, а стаксель на форштаге.
• Когда ветер усиливался мы опускали стаксель и шли под кливером.
• Если ветер становился еще сильнее, мы делали четыре оборота кливера вокруг закрутки (что требует
перемещения шкотового блока на погоне вперед).
• Если же ветер крепчал по настоящему, то мы опускали (или скручивали) кливер и поднимали стаксель.