Рассказ №19.
Самый неприятный момент строительства заключается в приемке работ.
Приемка работ заставляет взять на себя дополнительную ответственность. Корпус почти готов, судно уже переставлено со стапеля на площадку для пескоструйки и покраски. Осталось несколько недель небольших сварочных работ.
Я составил список необходимых работ по приемке.
Необходимо осуществить приемку
1. Сварных швов на соответствие проекту
2. Сварных швов на дефектоскопию капиллярным методом
3. Геометрию корпуса, в том числе параллельность: дейдвудов, килей, гельмпортов; перпендикулярность подруливающих устройств
4. Герметичность замкнутых сечений корпуса (2 на корпусе, 2 руля, 2 киля, балластный отсек) капиллярным методом.
5. Герметичность баков 6 шт капиллярным методом.
Речной-Морской регистр.
Я решил, что самое простое обратиться за услугой приемки работ в регистр. Там мне прочитали лекцию о международном положении объяснили, что надзирать за судном надо с самого начала и что на данном этапе они оказать услугу не могут. Хотя переговоры еще продолжаются.
Вообще в начале, при заключении договора, у меня был выбор строить под Регистр или нет, разница в цене была примерно 20%, тогда мне показалось, что это не оправдано, теперь я ревизирую это решение, что возможно оно того стоило.
Разделение принимаемых работ.
Коль не удалось договориться с профессионалами на комплексную услугу по приемке, я разбил все работы, где скрытый недостаток может вылезти в течении гарантийного срока или который останется не выявленным.
Баки.
На судне их шесть , баки надлежит испытать давлением, но это не тот недостаток, который не будет выявлен в процессе эксплуатации, верфь не меньше меня заинтересована, в испытании баков и делает это сама в процессе производства, соответственно я решил отдельно сам баки не испытывать.
Скрытые полости.
Скрытых полостей на судне семь, верфь их заваривает наглухо, но если скажем через несколько лет их герметичность нарушиться, то заметить это будет на просто. Я решил самостоятельно врезать пробки во все скрытые полости и перед задраиванием их наглухо испытать давлением – это можно сделать потом.
Сварные швы.
Интересный плакат дефектов сварных швов
Очевидно, что ряд дефектов швов, переживет гарантийный срок судна, часть даже переживет само судно, проявившись только при возможных критических нагрузках.
Соответственно было решено осуществить выборочный контроль сварных швов ультразвуком.
Геометрия корпуса.
Все описанные в ТЗ возможные отклонения вылезут в ходовых испытаниях. У меня есть в личных запасах 3D лазерный уровень, строящий полные плоскости, и сначала я загорелся идеей прокрутить его во всех помещениях судна, но потом я подумал, что неточности уровень выявит, на ходовые качества судна они не сказываются, но приведут к не нужному конфликту с верфью и решил от его использования отказаться.